Руслан ЛУГОВОЙ. ВСЕ ИДЁТ ПО ПЛАНУ?

Прошедший 25 ноября в Хасавюрте X Съезд чеченцев Дагестана, на котором его участниками было высказано пожелание официальным властям республики ускорить процесс воссоздания Ауховского района, породило среди местной общественности массу домыслов и слухов.

Напомним, что Ауховский район образован в октябре 1943 года в составе Дагестанской АССР, в котором компактно проживали чеченцы-ауховцы. В феврале 1944 года чеченцы-ауховцы были выселены вместе с чеченцами и ингушами из Чечено-Ингушетии в Среднюю Азию, а район был переименован в Новолакский район. Часть района была передана соседнему Казбековскому району и заселена аварцами из Алмака и лакцами. Поэтому уже с конца 1980-х годов чеченцами-аккинцами стал подниматься вопрос о восстановлении Ауховского района в прежних границах и переселении лакцев и аварцев с его территории.

Действительно,  в начале 90-х годов у федерального центра имелись  серьезные опасения, что сепаратистские тенденции на национальных окраинах возобладают. Для решения этой проблемы как один из возможных вариантов предлагалось  укрупнение субъектов федерации.

Соглашения между регионами о границах утверждает Совет Федерации, который весной этого года озаботился созданием федерального закона о региональных границах. На сегодня в России полностью определены границы только девяти субъектов – Москвы, Амурской, Астраханской и Владимирской областей, республик Калмыкии, Бурятии, Якутии, а также ХМАО – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. А значит границы и размеры остальных регионов могут быть пересмотрены.

Надо отметить, что  Владимир Путин в первые два срока своего президентства проводил последовательную кампанию по изменению административно-территориальных границ регионов России.

В первой половине – середине «нулевых» был произведён ряд объединений-укрупнений.  2003 г. –  объединение  Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; 2004 г. – Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов; 2005 г. – Камчатской области и Корякского автономного округа;  2006 г. – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.  В  2007 г. прошли референдумы  в Читинской области и в Агинском Бурятском автономном округе об объединении. Итогом стало образование нового региона — Забайкальского края. После всех этих преобразований Россия имеет сегодня 85 регионов, что все ещё очень много.

Напомним, что до 2003 года Россия состояла из 89 регионов, что само по себе является нонсенсом. Так, например, в остальных федеративных государствах мира, которых более 20, число субъектов значительно меньше. (Индия – 25 штатов, Германия – 16 земель, Австрия – 9 земель, Канада – 10 провинций и 2 территории, США – 50 штатов, Бразилия – 26 штатов и т. д.).

И хоть размеры нашей страны с остальными в принципе не сопоставимы, тем не менее, численность субъектов с точки зрения управления действительно велика.

Далее, после сложного процесса воссоединение Крыма с Россией в 2014 году начатые преобразования с регионами временно прекратились, но не на долго. Будучи в марте этого года избран президентом вновь, В.Путин продолжил эту линию, и уже осенью нынешнего года действующий губернатор Сахалина Олег Кожемяко стал временно исполняющим обязанности главы Приморского края. Ряд экспертов полагают, что вопрос объединения этих регионов практически решенный.

Что касается Республики Дагестан, то еще 31 марта 1992 г. Председатель Верховного Совета Дагестана М.-А.М.Магомедов подписал Федера­тивный Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной вла­сти Российской Федерации и органами власти республик в соста­ве Российской Федерации.

По этому Договору большая часть полномочий по  ст. 1 Федеративного До­говора (предметы ведения федеральных органов государственной власти Россий­ской Федерации) и ст. 2 (предметы совместного ве­дения федеральных органов и органов государственной власти республик) закреплены в основном за Федеральным Центром. Поэтому пересмотр территориальных границ хоть и согласуется с общественностью, но в целом устанавливается федеральным властями.

Несмотря на этот документ, республики Российской Федерации, в том числе и Дагестан, оказались в крайне противоречивых правовых отно­шениях с Центром. С одной стороны, респуб­лики являются полноправными субъектами Федерации, а с другой – “суверен­ными государствами” в составе РФ.

Ряд экспертов полагает, что маневры с укрупнением регионов, а вв некоторых случаях пересмотра их границ связанно прежде всего с номенклатурной чисткой и значительного сокращения управленческих ступеней. По сути, наблюдается смена тех, кто пришел во времена куратора внутренней политики Администрации Президента Вячеслава Володина. Главный принцип расстановки губернаторов и выстраивания вертикали был принцип преданности Президенту. Однако, после перехода Вячеслава Володина в Госдуму РФ, с 5 октября 2016 года на должность первого зама Администрации Президента был назначен Сергей Кириенко. Кстати, любопытная деталь его биографии в том, что, именно он в качестве премьер-министра в 1998 году представил коллективу ФСБ РФ нового руководителя Владимира Путина.

Так вот с момента назначения Сергея Кириенко очевидно наметилась постепенная замена управленцев и глав регионов, работающих по, условно выражаясь, «старым правилам», выработанным в 90-х годах, когда система откатов и торга с Центром была нормой взаимного сосуществования.

При этом реально повлиять на экономическую ситуацию в регионах было практически невозможно, если только не через местные элиты. Такая ситуация была в принципе по всей стране.

Осмелюсь предположить, что реформируя, укрупняя регионы, и выдавливая прежнее руководства, в большинстве имеющих влиятельных покровителей на самом верху, упомянутые схемы просто окажутся неактуальны. Это должно повлечь за собой удаление из власти и тех ключевых чиновников федерального уровня, которые пока что определяют современную социально-экономическую модель государства и влияют на региональные власти.

Почему же необходима такая реформа? По мнению политолога Валерия Соловья, мы стоим на пороге «длинного» и постепенно развивающегося политического кризиса. Он склонен полагать, что осень 2019 года может стать весьма тревожной.

Угрозу системного кризиса видит и политолог А. Кынев, который отмечает, что в России довольно плохо анализируют последствия принимаемых решений в будущем, предпочитая чисто политтехнологические меры по принципу «здесь и сейчас». Таким образом, чтобы ликвидировать в недалеком будущем взрывоопасную ситуацию с границами между регионами, особенно на Северном Кавказе, необходимо решить эти проблемы до пика надвигающегося кризиса.

Есть еще одно подозрение. Внезапно поднятая тема по вопросу Ауховского района в период кардинальной чистки рядов в верхних эшелонах, а теперь уже и районных муниципальных образованиях наводит на мысль об искусственности такого решения, дабы отвлечь республиканские власти от основной задачи по борьбе с коррупцией, налаживанию экономической и социальной жизни региона.

Комментировать