- Г.А. Зюганов выступил с трибуны Государственной Думы
- «Всем прогрессивным журналистам желаю добра и удачи!». Интервью Г.А. Зюганова в «Комсомольской правде» в День российской печати
- Как миграция служит Белоруссии и дружбе народов
- Новогоднее поздравление Первого секретаря ДРО КПРФ Самира Абдулхаликова
- Новогоднее поздравление Г.А. Зюганова
ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕПУТАТА ФРАКЦИИ КПРФ АВЕЗОВА МУРЗАДИНА АЛИБЕКОВИЧА НА 29 СЕССИИ НС РД
Пресс-служба ДРО КПРФ
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на 1 января 2018 года в республике зарегистрировано 42979 индивидуальных предпринимателей и их количество в основном не изменилось.
По имеющимся сведениям на конец 2018 года численность работающих в малом предпринимательстве достигает около 135 тысяч человек, количество работников крупных и средних предприятий и работников бюджетной сферы оценивается приблизительно в 300 тысяч человек, а количество экономически активного населения около 1 млн. 300 тыс. человек, что дает 66,5 % теневой занятости экономически активного населения.
Среди проблем в развитии малого и среднего бизнеса в Дагестане можно отметить следующее:
1. И прежде всего о том, что малый и средний бизнес, во многом, развивается не благодаря, а вопреки деятельности органов власти, главным образом за счет частной инициативы и активности граждан.
В то же время значительная часть субъектов предпринимательской деятельности пока остается в «тени». По самым скромным подсчетам, в республике около 50% малого бизнеса находится в «тени», надо отметить, что здесь отсутствует должный порядок в учете и деятельности малого бизнеса. Несмотря на принимаемые меры по «обелению» экономики, немалое количество глав муниципальных образований, можно сказать, самоустранились от его исполнения, возложив все тяготы на республиканскую власть. Капитализм в России, несмотря на старания его апологетов, все еще остается «полудиким».
Безусловно, для коренного решения проблемы нужны дополнительные усилия. Постоянно возникает вопрос о многочисленных проверках предпринимательской деятельности, как государственными контролирующими органами, так и общественными организациями по защите прав потребителей. Уж чего-чего, а вот контролирующих органов теперь пруд-пруди, в советское время было достаточно двух органов ОБХСС и Комитета Народного Контроля.
По всей видимости, структура малого и среднего бизнеса в республике далека от совершенства. В основном он сконцентрирован в торговле и сфере услуг.
Здесь одной из основных проблем все еще является ограничение доступа к земельным и имущественным ресурсам.
Приобретение оборудования и аренда помещений сегодня требуют серьезного стартового капитала. Заемные же средства должны быть дешевыми и долгосрочными. Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства.
Немало препятствий и в банковской практике выдачи кредитов. Банки предпочитают работать с крупными клиентами. И кредиты предоставляют они малому предпринимательству в основном краткосрочные.
Выдавать ссуды малому бизнесу наши банки отказываются еще и по той причине, что тогда они будут вынуждены формировать резервы на возможные потери по ссудам, как требует ЦБ РФ. Размер резервов, в первую очередь, зависит от финансового состояния заемщика, то есть рентабельности и устойчивости его бизнеса. Есть настоятельная необходимость того, что банкам пора пересмотреть условия сотрудничества с малыми предпринимателями.
Очевидно и то, что работники малых предприятий испытывают нехватку знаний и навыков ведения бизнеса, трудностью является нахождение квалифицированных кадров. Объединения предпринимателей испытывают проблемы и трудности, им недостает опыта в организации деятельности, ресурсов, опытных консультантов.
Безусловно, что уровень конкурентоспособности бизнеса в целом зависит от того, насколько эффективным будет взаимодействие малого и крупного бизнеса. Зачастую крупный бизнес недостаточно использует возможности по привлечению малого бизнеса по субконтракту. С другой стороны, не многие малые компании могут предоставить требуемый уровень качества продукции для крупного бизнеса.
Следует отметить и об отсутствии должного порядка в учете и деятельности малого бизнеса. Систематическая сверка данных, представляемых различными органами: налоговыми, статистическими, местного самоуправления, выявляет значительные, порой в десятки раз, расхождения в показателях деятельности предпринимателей.
Во взаимодействии субъектов малого предпринимательства и контролирующих органов, основными проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели в ходе проверок, являются избыточная частота проверок, прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты услуг и требование предоставления избыточного, по сравнению с законом, числа документов.
В целях решения существующих проблем в деятельности малого и среднего бизнеса, создания оптимальных условий для его развития и повышения конкурентоспособности было бы целесообразно решить следующие проблемы.
Первое. Известно, что малый бизнес, в макроэкономическом смысле, решает не столько проблему пополнения доходов бюджета в виде уплаченных налогов, сколько обеспечение занятости населения. Для Дагестана-дотационной и трудоизбыточной республики – проблемы занятости гораздо приоритетнее, нежели фискальный эффект от малого и среднего бизнеса.
Следует иметь ввиду, что налог – это, прежде всего, компромисс власти и бизнеса. В практике очевидно, что бизнес идет по пути наименьшего сопротивления, прекратив официальную деятельность, но продолжает нелегальную деятельность, прикармливая многочисленные контролирующие структуры, что идет вразрез объявленным целям «обеления» экономики. Экспертные наблюдения говорят о том, что эти тенденции заметно усилились.
Нет ответа и на проблему высоких ставок арендной платы за здания, офисы, помещения, производственные площадки и т.д. Собственники действуют по принципу «хозяин-барин», как хочу, так и ворочу.
По имущественным налогам расчет уплаты теперь как известно будет происходить по кадастровой стоимости, а зарплаты, доходы населения снижаются на фоне роста НДС, тарифов ЖКХ и цен. Предполагаемые компенсации съедаются с потрохами прожорливой инфляцией. Как выжить в таких условиях малому бизнесу, населению? На наш взгляд, такая практика приведет к значительному росту налоговой задолженности субъектов малого бизнеса и населения с неясными перспективами взыскания. Какой смысл повышать налоги, если собрать их будет невозможно.
Второе. Есть настоятельная необходимость продолжения работы по широкому информированию граждан об основных приоритетах и существующих возможностях развития предпринимательства; принятию мер по защите прав и законных интересов предпринимателей от неправомерных действий государственных и криминальных структур.
Третье. Необходимо также продолжить принимать активное участие в реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства на территории республики. Обеспечить участие субъектов малого предпринимательства в конкурсах, проводимых на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Четвертое. Уровень конкурентоспособности бизнеса в целом зависит от того, насколько эффективным будет взаимодействие малого и крупного бизнеса. Поэтому одной из задач является дальнейшее развитие субконтрактации. Необходимо содействие развитию кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями путем обеспечения крупными предприятиями заказов на изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ малыми предприятиями.
Пятое. Необходимо совершенствование налогообложения малого предпринимательства. Правда, нынешняя упрощенная система налогообложения предоставляет возможность регионам снижать ставку налога с 15% до 10%. До сих пор целый ряд сфер малого бизнеса (автосервис, производство отдельных видов товаров (обуви, пластиковых окон и др.), торговые услуги и торговля, транспорт и т.д.) работают в «тени» и общественное мнение о малом предпринимательстве складывается резко отрицательное. Необходимо исключить возможность ухода предпринимателей в «теневые» схемы налогообложения, и основная роль в этом должна принадлежать органам местного самоуправления.
Для создания режима максимального благоприятствования развитию малого бизнеса необходимо радикально сократить число органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности субъектов малого предпринимательства и применять против них санкции внесудебного характера, упорядочить работу контролирующих и регулирующих органов и ограничить ведомственное нормотворчество.
Для правильной постановки диагноза проблем в сфере малого предпринимательства предлагаем провести социологический опрос среди предпринимателей на предмет выявления злободневных проблем с привлечением аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РД.
Нам нужны взвешенные и продуманные комплексные решения, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства, и все принимаемые в этой сфере решения должны исходить не столько из фискальных интересов, а должны быть направлены прежде всего на обеспечение занятости населения, в результате чего будет достигнута стабильность в дагестанском обществе, которая на порядок выше и ценнее фискальных интересов и корысти нечистоплотных чиновников, страдающих ностальгией по прежним временам и идущих вразрез с новым курсом руководства республики.
Благодарю за внимание!