ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕПУТАТА ФРАКЦИИ КПРФ АВЕЗОВА МУРЗАДИНА АЛИБЕКОВИЧА НА 29 СЕССИИ НС РД

Пресс-служба ДРО КПРФ

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на 1 января 2018 года в республике зарегистрировано 42979 инди­видуальных предпринимателей и их количество в основном не изменилось.

По имеющимся сведениям на конец 2018 года численность работающих в малом предприниматель­стве достигает около 135 тысяч человек, количество работников крупных и средних предприятий и работников бюджетной сферы оценивается приблизительно в 300 тысяч человек, а количество экономически активного населения около 1 млн. 300 тыс. человек, что дает 66,5 % теневой занятости экономически активного населения.

Среди проблем в развитии малого и среднего бизнеса  в Дагестане можно отметить следующее:

1. И прежде всего о том, что малый и средний бизнес, во многом, развивается не благодаря, а вопреки деятельности органов власти, главным образом за счет частной инициативы и активности граждан.

В то же время значительная часть субъектов предпринимательской деятельности пока остается в «тени». По самым скромным подсчетам, в республике около 50% малого бизнеса  находится в «тени», надо отметить, что здесь отсутствует должный порядок в учете и деятель­ности малого бизнеса. Несмотря на принимаемые меры по «обелению» экономики, немалое количество глав муниципальных образований, можно сказать, самоустранились от его исполнения, возложив все тяготы на республиканскую власть. Капитализм в России, несмотря на старания его апологетов, все еще остается «полудиким».

Безусловно, для коренного решения проблемы нужны дополнительные усилия. Постоянно воз­никает вопрос о многочисленных проверках предпринимательской деятельности, как государственными контролирующими органами, так и общественными органи­зациями по защите прав потребителей. Уж чего-чего, а вот контролирующих органов теперь пруд-пруди, в советское время было достаточно двух органов ОБХСС и Комитета Народного Контроля.

По всей видимости, структура малого и среднего бизнеса в республике далека от совершенства. В основном он сконцентрирован в торговле и сфере услуг.

Здесь    одной из основных проблем все еще является ограничение доступа к земельным и имущественным ресурсам.

Приобретение оборудования и аренда помещений сегодня требуют серьезного стартового капитала. Заемные же средства должны быть дешевыми и долгосроч­ными. Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства.

Немало препятствий и в банковской практике выдачи кредитов. Банки предпочитают работать с крупными клиентами. И кредиты предоставляют они малому предпринимательству в основном краткосрочные.

Выдавать ссуды малому бизнесу наши банки отказываются еще и по той причине, что тогда они будут вынуждены формировать резервы на возможные  по­тери по ссудам, как требует ЦБ РФ. Размер резервов, в первую очередь, зависит от финансового состояния заемщика, то есть рентабельности и устойчивости его биз­неса. Есть настоятельная необходимость того, что банкам пора пересмотреть условия сотрудничества с малыми предпринимателями.

Очевидно и то, что  работники   малых  предприятий   испытывают   нехватку  знаний   и навыков ведения бизнеса, трудностью является нахождение квалифициро­ванных  кадров.   Объединения   предпринимателей   испытывают  проблемы  и трудности, им   недостает опыта в организации деятельности, ресурсов, опытных консультантов.

Безусловно, что уровень конкурентоспособности бизнеса в целом зависит от того, насколько эффективным будет взаимодействие малого и крупного бизнеса. За­частую крупный бизнес недостаточно использует возможности по привлечению малого бизнеса по субконтракту. С другой стороны, не многие малые компании могут предоставить требуемый уровень качества продукции для крупного бизнеса.

Следует отметить и об отсутствии должного порядка в учете и деятельности малого бизнеса. Систематическая сверка данных, представляемых различными органами: налоговыми, статистическими, местного самоуправления, выявляет значительные, по­рой в десятки раз, расхождения в показателях деятельности предпринимателей.

Во взаимодействии субъектов малого предпринимательства и кон­тролирующих органов, основными проблемами, с которыми сталкиваются пред­приниматели в ходе проверок, являются избыточная частота проверок, прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты услуг и требование предоставления избыточного, по сравнению с законом, числа документов.

В целях решения существующих проблем в деятельности малого и сред­него бизнеса, создания оптимальных условий для его развития и повышения кон­курентоспособности было бы целесообразно решить следующие проблемы.

Первое. Известно, что малый бизнес, в макроэкономическом смысле, решает не столько проблему пополнения доходов бюджета в виде уплаченных налогов, сколько обеспечение занятости населения. Для Дагестана-дотационной и трудоизбыточной республики – проблемы занятости гораздо приоритетнее, нежели фискальный эф­фект от малого и среднего бизнеса.

Следует иметь ввиду, что налог – это, прежде всего, компромисс власти и бизнеса. В практике очевидно, что бизнес идет по пути наименьшего сопротивления, прекратив официальную деятельность, но продолжает нелегальную деятельность, прикармливая многочисленные контроли­рующие структуры, что идет вразрез объявленным целям «обеления» эко­номики. Экспертные наблюдения говорят о том, что  эти тенденции заметно усилились.

Нет ответа и на проблему высоких ставок арендной платы за здания, офисы, помещения, производственные площадки и т.д. Собственники действуют по принципу «хозяин-барин», как хочу, так и ворочу.

По имущественным налогам расчет уплаты теперь как известно будет происходить по кадастровой стоимости, а зарплаты, доходы населения снижаются на фоне роста НДС, тарифов ЖКХ и цен. Предполагаемые компенсации съедаются с потрохами  прожорливой инфляцией. Как выжить в таких условиях малому бизнесу, населению? На наш взгляд, такая практика приведет к значительному росту налоговой задолженности субъектов малого бизнеса и населения с неясными перспективами взыскания. Какой смысл повышать налоги, если собрать их будет невозможно.

Второе. Есть настоятельная необходимость продолжения работы по широкому информированию граждан об основных приоритетах и существующих возможностях развития предпринима­тельства; принятию мер по защите прав и законных интересов предпринимателей от неправомерных действий государственных и криминальных структур.

Третье. Необходимо также продолжить принимать активное участие в реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства на территории республики. Обеспечить   участие субъектов малого предпринимательства в    конкурсах, проводимых на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Четвертое. Уровень конкурентоспособности бизнеса в целом зависит от того, насколько эффективным будет взаимодействие малого и крупного бизнеса. Поэтому одной из задач является дальнейшее развитие субконтрактации.   Необходимо содействие развитию кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями путем обеспечения крупными предприятиями заказов на изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ малыми предприятиями.

Пятое. Необходимо совершенствование налогообложения малого предпри­нимательства. Правда,  нынешняя упрощенная система налогообло­жения предоставляет возможность регионам снижать ставку налога с 15% до 10%. До сих пор целый ряд сфер малого бизнеса (автосервис, производство отдельных видов товаров (обуви, пластиковых окон и др.), торговые услуги и торговля, транспорт и т.д.) работают в «тени» и общественное мнение о малом предприниматель­стве складывается резко отрицательное. Необходимо исключить возможность ухода предпринимателей в «теневые» схемы налогообложения, и основная роль в этом должна принадлежать органам местного самоуправления.

Для создания режима максимального благоприятствования развитию малого бизнеса необходимо радикально сократить число органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности субъектов малого предпринима­тельства и применять против них санкции внесудебного характера, упорядочить работу контролирующих и регулирующих органов и ограничить ведомственное нормотворчество.

Для правильной постановки диагноза проблем в сфере малого предпринимательства предлагаем провести социологический опрос среди предпринимателей на предмет выявления злободневных проблем с привлечением аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РД.

Нам нужны взвешенные и продуманные комплексные решения, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства,  и все принимаемые в этой сфере решения должны исходить не столько из фискальных интересов, а должны быть направлены прежде всего на обеспечение занятости населения, в результате чего будет достигнута стабильность в дагестанском обществе, которая на порядок выше и ценнее фискальных интересов и корысти нечистоплотных чиновников, страдающих ностальгией по прежним временам и идущих вразрез с новым курсом руководства республики.

Благодарю за внимание!

Комментировать